Почему так часто болеют дети именно раннего и дошкольного возраста?
С одной стороны у них незрелая иммунная система, они встречаются с большим количеством возбудителей болезней, с другой стороны – чем младше ребенок, тем меньше и хуже он говорит. Он просто не может высказать, что происходит в его внутреннем психическом пространстве. А от того, что для нашей психики травматично, мы можем избавиться только через речь, через проговаривание, причем в присутствии другого значимого человека (близкого, мнение которого для нас важно).
Дети, не имея достаточно слов в запасе, начинают говорить телом. А мы начинаем это тело лечить лекарственными препаратами. Иногда небезобидными. А причина страдания в другом – в детской душе! Причина неназваная, непонятая, непринятая.
Поэтому жизненно важно говорить с ребёнком, пока он сам не владеет речью, и развивать его речь, как только он начинает учиться говорить сам. При чём говорить о нем самом, называя ему его чувства, состояния, уча их распознавать: «Ты сейчас обиделся. Ты устал. Ты очень огорчён, что мама ушла. Ты разозлился на брата» и т.д.
Говорить, пока он лежит в колыбельке, говорить, когда он начал ходить и познавать всё вокруг, когда пошел в детский сад, в школу.
К сожалению, даже среди взрослых огромное количество людей, неспособных различить и назвать свои чувства. Им просто плохо. И вот кого-то тянет к алкоголю, потому что необходимо обезболить это «плохо», а у кого-то начинает говорить их тело: вдруг возникает аллергия или артрит, или язва.
Возникающие симптомы нередко имеют символическое значение: дисфункция желудочно-кишечного тракта, когда мы не смогли «переварить» какую-то травматичную ситуацию, ангина – когда невозможно было задать вопрос, так как близкие не могли на него ответить (когда из лучших побуждений скрывали от ребёнка утрату), бронхиальная астма – когда ребенок задыхался от родительской любви. Но это символическая трактовка всегда бывает индивидуальной, неповторимой, ведь нет одинаковых жизненных историй, нет шаблонов, каждый из нас уникален.
Особо хочется сказать о принятии чувств ребенка: какими бы «нехорошими, неправильными» они нам не казались-человек имеет право испытывать любые чувства, это не говорит о том, что он плохой. Другое дело, как он распорядится ими в действии.
Чаще всего достаточно бывает только признать наличие какого-либо негативного чувства, чтобы оно потеряло свою актуальность. Но если, к примеру, агрессивные чувства ребенка не признаются окружающими взрослыми и не осознаются им самим, то ребенок ломает игрушки или дерётся со сверстниками в детском саду.
Или, как вариант, агрессия направляется ребёнком на себя, и возникает болезнь.
Приведу пример из клинической практики. В семье, где старшей дочке 3,5 года, рождается младший брат. Родители, озабоченные профилактикой детской ревности, постоянно твердят: «Как хорошо, что у нас появился Петенька, как Катя его любит», и девочка тоже постоянно повторяет, как она рада, что появился младший брат. Окружающие – в умилении. Но через какое-то время начинаются проблемы со здоровьем до этого вполне нормально развивающейся девочки: упорные кожные аллергические проявления. Строжайшая диета и лечение у аллерголога в течение 6 месяцев не даёт особого результата. Что происходит?Говорить о своей ненависти нельзя, да и девочка сама её не осознаёт, но агрессия находит выход, направляясь против собственного тела. В этом случае после беседы с родителями (которые, кстати, не распознавали и не принимали собственных агрессивных чувств к окружающим), беседы-игры с ребёнком, удалось помочь девочке осознать, принять и проработать свои естественные агрессивные чувства к брату в аналитическом кабинете, после чего проявления аллергии исчезли.
Конечно, это понимание не отменяет обычного лечения, назначенного врачом-клиницистом. Тело и психика неразрывно сшиты. Ещё Сократ говорил, что нет телесной болезни отдельно от души. То, что происходит в теле, как-то отражается в психике, и наоборот, то, что происходит в душе, отражается в теле.
То, что происходит в теле, как-то отражается в психике, и наоборот, то, что происходит в душе, отражается в теле. Но медикаментозная терапия – это воздействие только на одну из причин. А болезнь – это ситуация, имеющая множество причин, сходящихся в одной точке.
К примеру, можно заметить, что нередко дети, особенно раннего возраста, исполняют бессознательное желание матери или того, кто её заменяет. При этом сознательно я хочу совсем другого. Я хочу, чтобы мой ребёнок вообще никогда не болел. И никто из окружающих не знает, да и я сама не вполне вчера отрефлексировала мысль о том, что так не хочется идти на юбилей к свекрови. Чтобы это важное мероприятие пропустить, нужна уважительная причина (например, ребенок заболел). Нет, у меня даже не было такой мысли, была только её первая часть, о том, что не хочется идти. Но ночью у ребёнка поднимается температура, и назавтра я действительно не могу никуда идти. На сознательном уровне я переживаю за ребенка, я, безусловно, огорчена, и мои планы меняются, но моё бессознательное желание (а оно всегда скандальное, парадоксальное) – удовлетворено!