Как обещала, продолжение темы прикорма – педагогический (естественный) прикорм и пищевое поведение?
?Суть естественного прикорма: малыш участвует в семейных трапезах и ему дают пробовать ту же еду, что кушают взрослые, только в очень маленьких объемах (начинают с 1-2 горошины еды). При условии, конечно, что сами вы не питаетесь сосисками с кетчупом и магазинными салатами с майонезом, а ваша еда достаточно простая и здоровая?По большому счету естеств. прикорм д. состоять из тех же продуктов, что и педиатрический.
? Вы не считаете никаких норм потребления, ребенок сам решает, сколько и чего он хочет скушать, и когда увеличивать порцию. Главная цель прикорма – не накормить, а познакомить малыша с едой. Сроки начала прикорма те же самые, что и при педиатрическом прикорме – после 6 мес., но поскольку первые порции – крошечные, не страшно, если ребенок захочет попробовать вашу пищу чуть раньше – в 5 или 5,5 мес.
? Мне очень нравится такой вид прикорма, но я все-таки за комбинацию естественного и педагогического прикорма. Почему? В теории грудного молока должно хватать для полноценного питания малыша до года. На практике не все мамы полноценно питаются во время беременности и кормления грудью и не все обладают крепким здоровьем. Есть и личные особенности здоровья малыша. В результате малыш может недополучать некоторые полезные вещества из грудного молока. Часто, например, встречается дефицит железа у детей после 6 мес. У Лёхи в 6 мес. гемоглобин уже был немного ниже нормы и мы чуть быстрее ввели в рацион красное мясо. В такой ситуации лучше быть уверенной, что питание сбалансировано пр составу и достаточно по объему, и ребенок получает необходимое кол-во питательных веществ и энергии.
? Как вводить прикорм, используя обе схемы:
✅ Начиная с 5-5,5 месяцев брать ребенка с собой за стол во время семейных трапез (некоторые, как наш, с самого рождения – любители сидеть за столом со всеми вместе). Если уже сидит самостоятельно – можно посадить в стульчик для кормления, а если еще нет – в стульчик с наклонённой спинкой на 45 градусов или полулежа на ручки. Идеально, если вся семья кушает вместе за общим столом (хотя бы вечером, когда папа приходит с работы). Рассказывать малышу, что происходит: мама кушает, супчик – вкусный, папа тоже кушает кашку, мама пьет чай, хлебушек мягкий и т.д. Мы в это время заодно запомнили, что чай – горячий, а нож – острый. Прямо на практике: давала потрогать горячую чашку и не сильно тыкала ножом в ладошку. Знания очень пригодились, когда Лёха стал везде лазить!
✅Ждем проявления пищевого интереса: малыш тянется к еде, открывает ротик, если сделать вид, что даешь еду, хочет взять вашу кружку, пытается ложкой ковырять в тарелке и т.д., и при этом не отвлекается на другие не связанные с едой предметы.
✅Даем пробовать крошечки еды с вашей тарелки. Весь процесс комментируем: «Лёша кушает картошечку! Ой, как вкусно! Совсем как мама!» И т.д. Если малыш с удовольствием кушает предложенную пищу, можно некоторое время разогревать его пищевой интерес, продолжая давать пробовать вашу еду крошечными порциями (особенно если ему еще нет полугода). И через неделю другую можем начинать педиатрический прикорм. Сроки ввода каждого вида прикорма (1 месяц) – примерные, можно вводить продукты и быстрее, ориентируясь на реакцию малыша.
✅Далее обе схемы идут параллельно, вы вводите новые продукты, а также предлагаете попробовать то, что едите сами (особенно, если ребенок просит).
✅ Как только малыш привыкнет к гомогенным пюре (с удовольствием кушает (любое кол-во, пусть всего пару ложек), хорошо глотает и не давится), можно делать структуру пюре менее гомогенной, пусть учится жевать!
✅Ваш малыш умеет сидеть, хватать предметы руками и брать их в рот? Начните давать пищу, которую он может брать руками и кушать самостоятельно. Эта пища д.б. мягкая, не требующая жевания, легко проглатываться, нарезана небольшими кусочками, например: кусочки отварных овощей, банана, мягкой груши, мягкие печенья или крекеры, кусочки хлеба, очень мягкая мелко нарезанная курица, мягкие макароны, мягкий сыр. Большинство фруктов требуют приготовления на пару или запекания, чтобы добиться достаточной мягкости. Тве
рдые сырые фрукты можно поместить в ниблер, тогда малыш сможет тренироваться жевать, не рискуя подавиться. Уже в 6 мес. большинство малышей способны кушать мягкую пищу, нарезанную кусочками, а к 8-9 мес. и более твердую пищу в рубленом или нарезанном виде (Лёхе на фото 9,5 мес., в этом возрасте он уже грыз огурцы, яблоки и морковку).
✅Не затягивайте с усложнением структуры пищи: как только малыш «освоил» порошковую кашу, переходите на хлопья. Хорошо кушает хлопья? Попробуйте предложить обычную кашу и готовить на всю семью. От гомогенных овощных пюре постепенно переходите к размятым вилкой овощам. А от мясного пюре – к фрикадельками и тефтелям.
✅ Поскольку вы разрешаете пробовать свою еду (т.к. это важно для поддержания пищевого интереса) не кушайте при ребенке и уберите с глаз то, что вы не хотите, чтобы он ел! Не можете отказаться от конфет? Ок, кушайте пока он спит или смиритесь с тем, что он очень скоро тоже захочет их попробовать и вам придется ему их дать. Малыш не может понять, почему ему нельзя то, что едите вы («ты – маленький, а я – большая, маленьким детям вредно» – для ребенка не аргумент). Я, например, в гостях (или когда у нас гости) могу разрешить съесть конфету или (О, ужас!) попробовать колбасу – ну все же едят, а Алексей чем хуже? Но в нашем обычном рационе таких продуктов нет.
?Маленькие хитрости:
✅Дайте малышу тарелочку с нарезанными продуктами и параллельно кормите его пюре. Пока он донесет до рта кусочек хлеба, вы успеете скормить ему ложку овощей.
✅Когда ввели мясо, Леха стал неохотно кушать овощи (мясоед, как и мама), я стала делать 2 блюда – овощное (2-3 вида овощей) и мясное (мясо или птица, а позже и рыба с гречкой, рисом или картошкой) и кормила по очереди – ложка из одной банки, ложка – из другой (фото 2 поста назад).
✅Спрячьте нелюбимый продукт в любимом. Лёха стал с удовольствием кушать яйца после года, а до года перепелиное яйцо «пряталось» в мясное блюдо.
✅Один и тот же полезный продукт можно приготовить вкусно и не очень: молоко не вкусно? А молочный коктейль с шариком мороженого и бананом? Творог не любит? А запеканка с яблочным пюре и изюмом?
✅Категорически отказывается от некоторых продуктов? Что ж почти все продукты можно чем-то заменить.
✅Купите тарелочку, которую можно красиво украсить едой или на дне которой картинка.
как с раннего возраста привить малышу правильные пищевые привычки.☺️
Что я подразумеваю под правильными пищевыми привычками – это определенный режим питания, ритуалы и традиции, связанные с приемом пищи, вкусы и предпочтения, качественный и количественный состава рациона, при которых человек не страдает избыточным или недостаточным весом, и ест ровно столько, сколько нужно, чтобы утолить голод, восполнить запасы энергии и питательных веществ в организме.
Чем кормить маленького ребенка я писала в предыдущих 3-х статьях. Здесь расскажу, КАК кормить маленького ребенка. Как обычно, это мое личное мнение, читать не заставляю, следовать моим советам – тем более!?
Добавляйте свои правила в комментариях! Отмечайте подруг☺️
P.s. А в шапке профиля очень интересная ссылочка от @nokee__ для углубленного изучения естественного прикорма?
Итак, правила:
? Главное правило – ребенок должен быть голодным. Если малыш не голоден, никакие правила не помогут и применять их нельзя! Помним, что смысл приема пищи – в утолении голода, а не успокоении тревожной мамы?
?Старайтесь придерживаться более или менее стабильного распорядка дня. Варианты 4-х, 5-ти разовое питание на ваше усмотрение. Но как только малыш научится давать понять, что он голоден, кормите только по его требованию (у нас это было сначала слово Ня-ня, потом он стал забираться в свой стул и протяжно ныть, а сейчас залезает в стул и орет Исть-Исть-Исть). Т.е. вы готовите пищу к определенному времени, сообщаете ребенку, что еда готова, и ждете, когда он проголодается и придет кушать. Если малыш совсем заигрался, а вы голодны, накрывайте на стол и садитесь кушать сами (Лёха тут же прибегает).
? Не давайте ничего кроме воды в промежутках между приемами пищи! Сок, компот, фрукты, печенье, огурец и т.п.– только в непосредственный прием пищи (основной или дополнительный). Чтобы малыш как следует проголодался, промежуток между приемами пищи д.б. 3-4 ч.
?Никогда не заставляйте ребенка кушать, не уговаривайте скушать «за маму» и прочих родственников (пусть они сами едят), не рассказывайте сказки про самолетики, не включайте мультики и не отвлекайте игрушками, чтобы усыпить бдительность неголодного ребенка. Голодный малыш поест и без этих ухищрений.
?Детки сами знают, сколько им нужно кушать. Главное, не сколько в граммах малыш съест, а насколько разнообразная пища в его рационе и как он себя чувствует. Если ребенок бодрый, активный, веселый, хорошо растет и развивается – значит он ест достаточно. Некоторым детям нужно меньше еды, некоторым больше, но еще ни один здоровый ребенок не уморил себя голодом!
?Учите малыша всему процессу сразу: мыть руки перед едой, повязывать фартучек (Леха, правда, ненавидит фартучки, и мы ими не пользуемся), кушать за столом, сидя в своем стульчике (иначе может получиться детка, который и в 4-5 лет кушает у мамы на коленках, причем мама кормит его сама), убирать (мыть) тарелку после еды и т.п. Детей постарше можно привлекать к процессу приготовления пищи.
?Заведите малышу свою тарелку, чашку и сразу выдайте ему ложку (а можно и вилку, некоторые продукты вилкой кушать даже проще), пусть он с самого начала кушает сам, а вы параллельно кормите своей ложкой и кушайте сами. Не поправляйте его, если он держит ложку неправильно, он научится позже по подражанию. Забрал у вас ложку – пусть кушает ей, возьмите другую! Да, он будет пачкать себя, вас и кухню, ничего страшного! Положите рядом тряпочку и вытирайте периодически малыша и его столик, приучайте к чистоте. Не торопите его и подбадривайте!
? Если малыш не съел все блюдо за раз – не предлагайте ему каждые полчаса его доесть. Он съел столько, сколько ему нужно для восполнения затраченной энергии, следующий прием пищи чз 3-4 часа (как у вас принято). Не заставляйте доедать последний кусочек. Посуда не любит чистоту, ей все равно.
? Не обижайтесь и не ругайтесь на малыша, если он отказался от еды, которую вы с любовью для него приготовили, уважайте его вкус!
? Можно давать ребенку несколько вариантов блюд на выбор или наоборот выдавать по одному блюду, начиная с самых «невкусных» (у нас так). Не показывайте десерт до основного приема пищи. И не кушайте при ребенке то, что вы не хотите, чтобы кушал он (про это писала раньше).
? Не используйте еду в качестве вознаграждения (скушаешь суп – дам…) или наказания (не скушаешь – не дам…). Не ограничивайте в потреблении желанных блюд, иначе они станут еще более желанными (например, конфеты, либо их нет совсем, либо они в относительно свободном доступе).
? Подавайте правильный пример сами и не отступайте от правил в отношении ребенка: кушать только за столом, не бегать по квартире с куском хлеба, не кушать на диване перед телевизором, не кушать в постели и т.п. Я уже писала, что хорошо, когда вся семья кушает вместе за общим столом (важно: семья общается при этом, а не «сидит» в инстаграме?)
? Если ребенок балуется за столом, мягко скажите ему: «ты наверное наелся, раз балуешься, иди поиграй; за столом кушают, а не играют» – и выведите его из-за стола. Все замечания делайте спокойным голосом. Детки, особенно маленькие, не понимают смысла вашего повышенного голоса, и их такая необычная мамина реакция может только раззадорить.
? Если малыш что-то нечаянно пролил – не ругаемся, спокойно убираем, ребенка постарше привлекаем помочь.
? Важно: следите за своей реакцией на шкодничество за столом (и не только за столом). Очень часто мы неосознанно хохочем, удивляемся, восхищаемся, когда наш малыш проявил чудеса смекалки и что-нибудь напроказил: «Папа, посмотри, что наш ребенок натворил! Саша, он надел тарелку себе на голову, иди скорей!» Малышу такая реакция очень нравится, и он с удовольствием повторит свой трюк снова и снова. Поэтому если вам поведение ребенка не нравится, очень советую сдержаться, сделать спокойное, но строгое замечание и поржать потом?
Это все, что мне пришло в голову? Если у вас есть еще советы – пишите!