Когда начинать?

Раннее приучение к горшку (до года):

– Не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (малыш не может осознанно сдерживать мочеиспускание и дефекацию и не осознает происходящих с ним процессов). Метод основан на выработке условного рефлекса. Родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией, высаживают при наличии сигналов и в режимные моменты, сопровождают высаживание опред. звуком. При многократном повторении вырабатывается рефлекторная (бессознательная) связь: горшок – «пись-пись» – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание

– Навык имеет непостоянный характер, малыш может перестать «ходить» на горшок после стресса или когда наступит время осознанного контроля над мочеиспусканием

– Малыш ходит на горшок, только если мама угадала со временем высаживания

– Возможен стресс, негативизм, отказ от горшка, соматоневрологические дисфункции у ребенка (приводящие в дальнейшем к запорам, недержанию, энурезу, логоневрозу, тикам и т.п

– Обычно на приучение требуется много времени

– Экономия на подгузниках

В 18-24 мес. – подход «ориентированный на ребенка».

– Учитывается физиологическая зрелость, психологическая и эмоциональная готовность (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, развитие мозга и нервных связей, двигательных навыков, умственного развития). Малыш начинает понимать, что он хочет писать или какать, может сдерживаться, может заранее попроситься в туалет или успеть проделать ряд действий самостоятельно, взаимодействует со взрослыми.

– В результате обучения вырабатывается когнитивная (сознательная) связь: наполнение мочевого пузыря – горшок – мочеиспускание

-По разным данным возраст, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу – 15-18 мес, к мочеиспусканию – 18-24 месяцам. Средний возраст формирования «горшочных» навыков –22-30 мес., стойкие навыки формируются примерно к 3г. Некоторым детям может понадобиться больше времени. Значительно позже 2 лет – ребенку сложно менять привычки.

Признаки готовности к горшку:

• может сидеть, ходить, присаживаться на корточки
• более или менее стабильный режим дефекации
• сухие подгузники более 2 часов
• знает части тела и предметы одежды
• понимание слов «пописать» и «покакать»
• не нравится в мокром подгузнике
• хочет одеваться и раздеваться сам
• любит подражать взрослым и когда хвалят
• интерес к туалету
• понимает простые инструкции и выражает желания

Предварительный этап обучения:

– Малыш может сам выбрать горшочек в магазине (горшок д.б. удобный и теплый).
– На несколько дней оставляем горшок ребенку для изучения, затем ставим на видном месте там, где он будет использоваться.
– Рассказываем, для чего он нужен, проводим аналогию с унитазом, показываем, как мама/папа/братья/сестры пользуются туалетом, комментируем «мама писает на горшочек» и т.п.
– Предлагаем посидеть рядом на горшочке всякий раз, когда используем туалет сами. Сначала малыш садится в подгузнике, а когда достаточно привыкнет – можно его снимать.
– Когда малыш какает в подгузник, можно вместе выбрасывать содержимое в унитаз, каждый раз объясняя, для чего нужен унитаз и горшок.
– Можно купить писающую куклу или др. игрушку, которую малыш будет водить на горшок. Когда игрушка «писает» на горшок, громко ее хвалим. Игры с горшком, кроме обыгрывания использования по назначению, не поощряются.
– Можно научить малыша слову или жесту обозначающему горшок. Добиваемся, чтобы он мог найти, принести или показать горшок.
– Пробуем научить малыша снимать и одевать штанишки.
– Рассказываем, что скоро малыш станет достаточно взрослым, чтобы перестать носить подгузники, и будет, как мама/папа, носить трусики и ходить на горшочек. Можно вместе купить красивые трусики.

Подготовительный этап может длиться от нескольких недель до месяцев, пока вы не решите, что готовы перейти к активному обучению.

Активное обучение:

– Необходимо настроиться на регулярность и выделить время. Хорошо, если первые несколько дней у мамы не будет никаких дел, и можно будет оставаться с малышом дома. Помощники приветствуются. В идеале первые дни нужно постоянно находиться рядом с ребенком, чтобы улавливать его позывы сходить в туалет.

– Все д.б. здоровы и в хорошем настроении.

– Днем больше не надеваем памперс! Лучше если помимо трусиков на ребенке будут также и штанишки, тогда дискомфорт от мокрого белья будет более заметным. Всё должно быстро и легко сниматься. Можно первое время оставлять малыша и без одежды, чтобы он понаблюдал, что с ним происходит.

– Наблюдаем за ребенком, чтобы по мимике, звукам, поведению заметить, что его нужно высадить на горшок.

– Предлагаем ребенку также посидеть на горшочке после сна, до и после еды, до и после прогулки.
Первые дни фиксируем время, когда ребенок ходит в туалет. Высаживая в оптимальное время, больше возможностей добиться положительного результата, и, значит, малыш быстрее поймет, что от него хотят.

– В случае успеха очень сильно хвалим! Первое время хвалим за все, что приближает к цели: сам снял штанишки, сам сел на горшочек, посидел на горшочке некоторое время, сел без штанишек и т.д. С более взрослыми детьми можно использоваться системы значков, плаката достижений и т.п.

– В случае промахов не огорчаемся или не подаем виду, спокойным голосом напоминаем, куда нужно ходить, предлагаем вместе убрать лужу или помочь маме с переодеванием.

– Если малыш не успевает добежать до горшка – перемещаем горшок по квартире за ребенком.

– Обращаем внимание на весь процесс (как достать горшок, как открыть, как снять штанишки, как вылить содержимое, как помыть и убрать), поощряем самостоятельность.

– Нельзя заставлять сидеть на горшке и не давать вставать, нельзя наказывать за промахи, ребенок должен сидеть на горшке не более 3-5 мин.

– Можно первое время развлекать ребенка на горшке игрушкой или книжкой, чтобы он не сбежал раньше времени.

– Первое время используем памперсы для прогулок, поездок, а также для дневного сна (про ночной сон – отдельно). Предлагаем малышу сходить на горшочек до этого и стараемся не поить перед выходом из дома или перед сном. Если ребенок несколько дней остается сухой, пробуем снимать подгузник.

– После сна и прогулки, а также в течение дня обращаем внимание на сухие штанишки и очень сильно хвалим за это.

– Пробуем разные виды туалетов (горшок, накладка на унитаз и лесенка, писсуар для мальчиков, писать стоя или сидя – мальчикам)

– Если ничего не получается и ребенок явно испытывает дискомфорт от ваших попыток – отложите обучение на некоторое время.

– Ночью используем подгузники. Мокрый ребенок будет просыпаться. Если будить ребенка и высаживать на горшок, можно выработать привычку просыпаться среди ночи, общаться со взрослым, сидя на горшке, и даже играть.

Изменяем режим питания: в последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное. Не давать воду, сок, молочные продукты, фрукты и овощи.

Если ребенок ночью сосет грудь, вряд ли у него получится остаться сухим, поэтому также используем подгузник.

Если ребенку больше 3-4 лет, подгузник к утру все еще оказывается мокрым, и исключены заболевания, возможно малыш относится к тем людям, которые просыпаются по ночам, чтобы сходить в туалет.

В этом случае укладываем ребенка спать без памперсов, наблюдаем и отмечаем время, когда он становится мокрый, начинаем будить в это время и усаживать на горшок. Постепенно ребенок научится просыпаться сам и проситься в туалет, либо делать это самостоятельно.

Стадии развития навыка:

• малыш сообщает о случившемся “постфактум”. Не нужно ругать, можно снять мокрые штанишки и предложить посидеть несколько минут на горшке, чтобы связать случившееся с горшком и «доделать дела».
• малыш сообщает во время “процесса”. Нужно быстро посадить на горшок. Многие родители этого не делают, думая, что уже поздно. Малыш думает, что если он опоздал, то сообщать не нужно.
• малыш начинает проситься заранее. Сначала лучше взрослому снимать с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать на горшок. Постепенно ребенок сможет удерживаться дольше и будет сам снимать штанишки.
• если ребенок сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить его задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки сниматься легко и удобно.
• к этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки.

Отличительные моменты отдельных методик:

Методика приучения за 3 дня:
– предлагает на 2-й день активного обучения 1 прогулку, на 3-й день обучения – 2 прогулки без подгузников, что должно обучить малыша сдерживать позывы

Методика приучения за 7 дней «Довольный малыш» Джина Форд
– предлагает усаживать на горшок каждые 15 мин по 5-10 мин и постепенно увеличивать время между высаживаниями
– предлагает не использовать подгузники даже на прогулках и в поездках, чтобы не путать малыша

Эзрин, Фокс «Приучение к горшку за 1 день» – метод показался мне самым неудачным и похожим на дрессировку
– предлагает весь день заниматься только обучением и желательно ограничить пространство для обучения одной комнатой
– предлагает в процессе обучения очень часто и обильно ребенка поить и кормить продуктами, вызывающими жажду
– предлагает использовать в качестве поощрения различные угощения
– предлагает обучающему выражать явное неодобрение и беспокойство по поводу промахов ребенка

Фото взято тут: https://www.pull-ups.com